Положение
о публичном докладе
МКОУ «ООШ х. Дубянск»
I. Общие положения
1.1. Публичный доклад общеобразовательного учреждения (далее – Доклад) является важным средством обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципального общеобразовательного учреждения.
В подготовке Доклада могут принимать участие представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, администрация, обучающиеся, родители, приглашенные специалисты.
Доклад подписывается совместно директором и председателем Управляющего Совета общеобразовательного учреждения.
Доклад публикуется и распространяется в формах, возможных для общеобразовательного учреждения: в печатных и электронных СМИ, в виде отдельного издания, средствами «малой полиграфии», размещается на сайте и др.
Учредитель общеобразовательного учреждения в пределах имеющихся средств и организационных возможностей содействует публикации и распространению Доклада.
Доклад является документом постоянного хранения. Администрация общеобразовательного учреждения обеспечивает хранение Докладов и доступность Докладов для участников образовательного процесса.
1.2. Цели и задачи Доклада
Доклад призван информировать родителей (законных представителей), обучающихся, учредителя (ей) и местную общественность об основных результатах, потенциале, проблемах функционирования и развития общеобразовательного учреждения, его образовательной деятельности, способствовать увеличению числа социальных партнеров, повышению эффективности их взаимодействия с образовательным учреждением.
Доклад призван помочь родителям, планирующим направить ребенка на обучение в данное общеобразовательное учреждение, ознакомиться с его укладом и традициями, условиями обучения, воспитания и труда, материально-технической базой и кадровым обеспечением, формами организации и содержанием учебной и внеурочной деятельности, обеспечением безопасности образовательного учреждения, образовательными программами, перечнем дополнительных образовательных услуг.
В целом доклад должен быть ориентирован на раскрытие не только характеристики, специфики и результатов деятельности образовательного учреждения за истекший период, но и учитывать приоритеты федеральной и региональной образовательной политики.
1.3. Периодичность подготовки и представления Доклада.
Рекомендуемая периодичность представления Доклада – 1 раз в год. Учитывая, что доклад является ежегодным, он должен отражать постоянный анализ, планирование целей и действий на следующий период.
II. Подготовка Доклада
Подготовка Доклада является длительным организованным процессом и включает в себя следующие этапы:
-утверждение состава и руководителя (координатора) рабочей группы, ответственной за подготовку Доклада;
-утверждение структуры Доклада (может осуществляться на специальном проектном семинаре) и ее утверждение;
-сбор необходимых для Доклада данных (в том числе посредством опросов, анкетирования, иных социологических методов, мониторинга);
-написание всех отдельных разделов Доклада, его аннотации, сокращенного варианта (например, для публикации в местных СМИ);
-утверждение Доклада (в том числе сокращенного варианта) и подготовка его к публикации.
III. Структура и содержание Доклада
3.1. Структура Публичного доклада общеобразовательного учреждения:
1. Вводная часть.
2. Основная часть (текстовая часть по разделам):
2.2.1. Общая характеристика образовательного учреждения;
2.2.2. Образовательная политика и управление школой;
2.2.3. Условия осуществления образовательного процесса;
2.2.4. Результаты образовательной деятельности.
3. Заключение
4. Приложения
Доклад должен содержать комментарии, разъясняющие приводимые данные и краткие обобщающие выводы.
Особое значение имеет четкое обозначение тех конкретных результатов, которых добилось общеобразовательное учреждение за отчетный год, по каждому из разделов Доклада.
Информация каждой части представляется в сжатом виде, с максимально возможным использованием количественных данных, таблиц, списков и перечней. Текстовая часть каждого из разделов должна быть минимизирована с тем, чтобы Доклад в общем своем объеме был доступен для прочтения, в том числе обучающимися и их родителями. Изложение не должно содержать в себе специальных терминов, понятных лишь для узких групп профессионалов (педагогов, экономистов, управленцев и др.).
3.2. Во вводной части кратко формулируются задачи и приоритетные направления деятельности в соответствии с программой развития образовательного учреждения.
3.3. Содержание основной части Доклада отражает, как решались поставленные задачи, каково состояние учебно–воспитательного процесса и каких показателей достигло образовательное учреждение за отчетный период.
При подготовке данной части доклада особое внимание необходимо уделить выбору критериев, индикаторов и показателей деятельности образовательного учреждения. В ходе подготовки Доклада рекомендуется использовать «Примерный перечень индикаторов и показателей для оценки функционирования и развития общеобразовательного учреждения для подготовки ежегодного публичного доклада», приведенный в приложении к настоящему положению. Указанный перечень должен быть адаптирован к конкретным условиям работы образовательного учреждения и утвержден комиссией по подготовке доклада.
Грамотно построенный Доклад отражает не только абсолютные (натуральные) показатели, но и стоимостные (доля, процент, соотношение и т.д.). Для качественной оценки деятельности образовательного учреждения необходимо проводить анализ динамики основных показателей за 3 –5 лет в соотношении со внутришкольными, муниципальными, региональными и федеральными аналогичными показателями (динамический анализ), а также сравнение характеристик системы с аналогичными другими образовательными системами (сопоставительный анализ).
В качестве информационной базы данной части рекомендуется использовать результаты внутришкольного контроля, данные государственной статистической отчетности, данные о деятельности муниципальной и региональной систем образования.
3.3.1. Раздел «Общая характеристика образовательного учреждения» включает:
- полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом (описание модели образовательного учреждения, соотнесение с типологией);
- наличие и срок действия лицензии с указанием перечней
лицензированных видов деятельности;
- наличие государственной аккредитации;
- наличие заключений госпожнадзора, Роспотребнадзора о соответствии условий осуществления образовательного процесса установленным требованиям;
- характеристику социокультурной среды (особенности микрорайона, его нахождения, в том числе особенности экономические, социальные, транспортные, взаимосвязи с социальными объектами и др.);
- структура учреждения (наличие структурных подразделений (Центров), инфраструктуры школы (спортсооружения, столовая, спортзалы и т. д.).
3.3.2. При подготовке раздела «Образовательная политика и управление школой» следует особое внимание уделить следующим критериям:
1. «Обеспечение доступности общего образования»:
- состав обучающихся (основные количественные данные, в том числе по возрастам, ступеням и классам обучения; гендерный состав обучающихся; обобщенные данные по месту жительства, в том числе соотношение числа проживающих в микрорайоне школы и обучающихся в ней; соотношение числа проживающих в микрорайоне школы и обучающихся в других образовательных учреждениях; доля обучающихся, проживающих в микрорайоне школы и не обучающихся ни в одном образовательном учреждении, в том числе по состоянию здоровья по иным причинам);
- степень сохранности контингента обучающихся по классам и ступеням обучения (доля обучающихся в возрасте 6,5 – 15 лет, отчисленных по неуспеваемости и за плохое поведение; доля обучающихся, выбывших в другие образовательные учреждения с указанием причин);
- динамика обучающихся, зачисленных в образовательное учреждение и выбывших из него по ступеням обучения и классам.
2. «Направленность образовательного процесса на удовлетворение
различных образовательных запросов родителей и обучающихся»:
- особенности реализуемого учебного плана, специфика реализации федерального, регионального и школьного компонентов учебного плана (подходы, направленность, сбалансированность); обоснование выбора содержания школьного компонента, введения нетрадиционных курсов; используемых технологии и методики обучения и др.;
-характеристика предоставляемых основных образовательных
услуг:
- формы получения образования (перечень предоставляемых форм, доля обучающихся по каждой из форм);
- вид реализуемых образовательных программ (развивающее, углубленное, профильное, предпрофильное, дошкольное и предшкольное обучение), доля обучающихся по каждой образовательной программе;
- степень удовлетворения образовательных запросов родителей (обучающихся);
- система работы с одаренными детьми; обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, девиантного поведения и т.д.;
- перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением (в том числе на платной договорной основе), условия и порядок их предоставления, степень востребованности у обучающихся;
- организация психолого – медико – социального сопровождения обучающихся.
3. «Открытость образовательного учреждения»:
- социальная активность и социальное партнерство образовательного учреждения (экспериментальная (инновационная) деятельность, сотрудничество с вузами, учреждениями среднего профессионального образования, предприятиями, некоммерческими организациями и общественными объединениями; социально значимые мероприятия и программы общеобразовательного учреждения и др.);
- система работы с родителями (законными представителями), общественностью;
- соотношение социального статуса родителей; динамика уровня образования родителей, уровня активности в деятельности образовательного учреждения);
- структура управления общеобразовательным учреждением, включая органы самоуправления.
3.3.3. В разделе «Условия осуществления образовательного процесса» рекомендуется обратить внимание на следующие показатели:
- условия обучения, воспитания и труда, включая режим организации учебно – воспитательного процесса (средняя наполняемость классов по ступеням обучения, отельным параллелям);
- финансовые ресурсы (общий бюджет, объем внебюджетных средств, соотношение бюджетных и иных доходов, соотношение объема фонда оплаты труда и других статей в общем бюджете; затраты на одного обучающего; динамика вложения средств в развитие материально – технической базы);
- материально-техническая база и кадровое обеспечение учебного процесса (состояние здание и прилегающей территории; уровень оснащения учебного процесса учебным, наглядным оборудованием; обеспеченность обучающихся учебниками и дидактическим материалами; укомплектованность библиотеки учебниками, учебно – методическими материалами; средняя нагрузка педагогических работников; количество педагогических работников на 1 обучающего; характеристика педагогических кадров в разрезе возрастного ценза, уровня образования и квалификации; доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации и переподготовки; доля педработников, имеющих награды);
- информационные ресурсы (количество компьютеров на одного обучающегося; количество суммарного времени пользования компьютером и Интернетом на 1 обучающегося; использование компьютера в преподавании отдельных предметов, в управлении образовательным учреждением, в работе с родителями; наличие локальной сети; наличие медиатеки и ее использование);
- обеспечение безопасности образовательного учреждения и здоровьесбережения (статика правонарушений, травматизма; наличие пожароохранной и антитеррористической защиты; статистика заболеваемости по результатам диспансеризации и ежегодного медицинского осмотра; уровень физического развития и физической подготовки учащихся; использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в управлении, обучении и воспитании; соблюдение санитарно-гигиенического режима; система физкультурно-оздоровительных мероприятий: комплектование групп для занятий физической культурой, спортивные секции, дни здоровья, коррегирующая гимнастика, туризм, физкультура и др; организация горячего питания: стоимость, охват, витаминный стол, диетическое питание по рекомендации врача; меры по удешевлению питания без ухудшения его качества).
3.3.4. В разделе «Результаты образовательной деятельности» рекомендуется отразить:
- результаты внешней оценки (основные учебные результаты обучающихся и выпускников последнего года, в том числе на ОГЭ, внешней аттестации выпускников начальной и основной школы, в процессах регионального и (или аттестационного образовательного тестирования) в сравнении с результатами внутренней оценки;
- динамика числа обучающихся, окончивших школу с отличием.
- результаты участия школьников в олимпиадах, ученических конкурсах, спортивных соревнованиях, мероприятиях сферы искусства, технического творчества различных уровней и др.);
- продолжение обучающимися образования в учреждениях начального, среднего и высшего професионального образования (доля выпускников, получающих образование в очной форме, заочной форме; доля обучающихся на бюджетных местах, финансируемых из бюджета).
3.4. В заключении даются краткие выводы о результатах развития образовательного учреждения и уровне решения приоритетных задач, сформулированных во введении, даются характеристики основных тенденций и выявленных проблем, уточняются основные приоритеты на следующий период с учетом федеральных, региональных и муниципальных документов по образовательной политике (программ, концепций и т.п.).
3.5. Приложение к Докладу может содержать таблицы, графики, диаграммы и т.д., отражающие основные статистические данные, содержащиеся в Докладе.
IV. Презентация Доклада
4.1. Основными вариантами презентации Доклада могут быть:
- проведение специального общешкольного родительского собрания (конференции), педагогического совета и (или) собрания трудового коллектива, собраний и встреч с обучающимися;
- выпуск сборника (брошюры) с полным текстом Доклада;
- направление электронного файла с текстом Доклада в семьи обучающихся, имеющие домашние компьютеры;
- размещение Доклада на информационном стенде в образовательном учреждении;
- публикация сокращенного варианта Доклада в печатных и электронных СМИ;
- размещение Доклада в сети Интернет;
- распространение в школьном микрорайоне информационных листков с кратким вариантом Доклада и указанием адреса интернет-сайта, на котором опубликован полный текст Доклада.
- информирование общественности может проводиться также через муниципальные информационно-методические центры, муниципальные органы управления образованием.
4.2. В Докладе целесообразно указать варианты обратной связи для направления в общеобразовательное учреждение вопросов, замечаний и предложений по различным направлениям деятельности общеобразовательного учреждения и тексту Доклада.
Срок действия положения не ограничен.
Приложение
Примерный перечень индикаторов и показателей
для подготовки основной части ежегодного публичного доклада
№ п/п |
Показатель |
Индикатор |
Примечание |
1. Образовательная политика и управление школой |
|||
1.1.«Обеспечение доступности общего образования»: |
|||
1.1.1. |
Состав обучающихся
|
Доля обучающихся 1,2 ступеней обучения. |
Эффективен как динамический, так и сопоставительный анализ в динамике за 3 – 5 лет. Отражает перспективы функционирования школы |
Доля девочек (мальчиков) в общем отношении числу обучающихся по каждой ступени обучения. |
|||
Соотношение числа проживающих в микрорайоне школы и обучающихся в ней |
В динамике за 3 – 5 лет. Характеризует спрос на эту школу. |
||
Доля обучающихся проживающих в микрорайоне школы и не обучающихся ни в одном образовательном учреждении (в том числе по состоянию здоровья по иным причинам) |
Характеризует эффективность работы в микрорайоне с социумом |
||
Доля обучающихся, проживающих в микрорайоне школы и обучающихся в других учреждениях общего образования |
В динамике за 3 – 5 лет. Характеризует спрос на эту школу. |
||
1.1.2. |
Степень сохранности контингента обучающихся по классам и ступеням обучения |
Доля обучающихся в возрасте 6,5 – 15 лет, отчисленных по неуспеваемости и за плохое поведение |
В динамике за 3 – 5 лет. Характеризует степень ориентированности учебного процесса на «трудных» детей |
Доля обучающихся, выбывших в другие образовательные учреждения с указанием причин |
В динамике за 3 – 5 лет. Характеризует спрос на эту школу |
||
Соотношение числа обучающихся, зачисленных в образовательное учреждение и выбывших из него по ступеням обучения и классам. |
В динамике за 3 – 5 лет. Характеризует конкурентноспособность школы |
||
Соотношение числа обучавшихся в 4 классе и пожелавших продолжить обучение в 5 классе. |
В динамике за 3 – 5 лет. Характеризует спрос на эту школу |
||
Процент выпускников 9 классов, продолживших обучение в 10 классе. |
В динамике за 3 – 5 лет. Характеризует конкурентоспособ-ность школы |
||
1.2. «Направленность образовательного процесса на удовлетворение различных образовательных запросов родителей и обучающихся» |
|||
1.2.1. |
Особенности реализуемого учебного плана
|
Доля предметов федерального, регионального компонентов и компонента образовательного учебного плана в общем числе предметов по каждой ступени (классу) обучения |
Степень вариативности учебного процесса. Лучше использовать сопоставительный анализ с федеральным и региональными базисными учебными планами |
1.2.2. |
Структура учебного процесса |
Доля обучающихся по формам получения образования |
В динамике за 3 – 5 лет. Отражает степень ориентированности учебного процесса на конкретного ученика. Возможно применение процента к числу пользующихся данной образовательной услугой и имеющих такую потребность. |
Доля обучающихся по каждой реализуемой образовательной программе (дошкольного, предшкольного, развивающего, компенсирующего, специального (коррекционного) обучения)
|
|||
Доля обучающихся, занимающихся в группах здоровья, специальных медицинских группах. |
|||
Доля обучающихся, получающих допрофессиональную (профессиональную) подготовку в общей численности обучающихся данной возрастной категории. |
|||
Доля обучающихся 2 и 3 ступеней, занятых в научных обществах, осуществляющих научно – исследовательскую и проектную деятельность. |
|||
Процент обучающихся, получающих платные образовательные услуги. |
|||
Доля обучающихся, охваченных услугами психолого – социальных служб |
|||
Доля обучающихся, охваченных профильным обучением в общей численности обучающихся 3 ступени. |
В динамике за 3 – 5 лет. Отражает уровень индивидуализации обучения. |
||
Процент обучающихся, родителей, удовлетворенных перечнем предоставляемых образовательных услуг. |
В динамике за 3 – 5 лет. Уровень удовлетворенности участников образовательного процесса |
||
Процент обучающихся, получающих дополнительные бесплатные образовательные услуги. |
В динамике за 3 – 5 лет. Уровень сбалансированности образовательного процесса |
||
Соотношение реализуемых часов учебного плана к часам дополнительного образования на 1 ребенка по ступеням образования. |
|||
1.3.Условия осуществления образовательного процесса |
|||
1.3.1. |
Условия обучения, воспитания и труда |
Доля обучающихся, занимающихся в одну, две смены (в целом по школе и по ступеням обучения). |
В динамике за 3 – 5 лет. Отражает уровень комфортности |
Доля обучающихся, охваченных группами продленного дня |
|||
Доля обучающихся, занимающихся в режиме полного дня |
|||
Средняя наполняемость классов по ступеням обучения, отдельным параллелям. |
|||
1.3.2.
|
Материально-технические ресурсы образовательного учреждения |
Соотношение бюджетных и иных доходов образовательного учреждения |
В динамике за 3 – 5 лет. |
Соотношение объема фонда оплаты труда и других статей в общем бюджете образовательного учреждения |
В динамике за 3 – 5 лет. Отражает ориетированность бюджета на развитие МТБ |
||
Объем затрат на одного обучающего |
|||
Соотношение общего объема бюджета и средств, направленных на развитие материально – технической базы |
|||
Доля учебных площадей (помещений), требующих капитального ремонта |
В динамике за 3 – 5 лет. Характеризует уровень развития МТБ |
||
Доля учебных площадей (помещений), требующих косметического ремонта |
|||
Процент оснащения учебного процесса лабораторным, учебно-наглядным оборудованием. |
|||
Количество учебников библиотечного фонда в расчете на 1 ученика по ступеням образования. |
|||
1.3.3. |
Кадровое обеспечение образовательного процесса |
Укомплектованность штатов преподавательского состава педагогическими кадрами |
В динамике за 3-5 лет. Отражает обеспеченность системы кадрами, уровень профессиональной квалификации. |
Средняя нагрузка педагогических работников в часах. |
|||
Число обучающихся в расчёте на одного учителя по ступеням обучения. |
|||
Доля педагогических работников работающих не по специальности |
|||
Доля педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование |
|||
Доля педагогических работников, имеющих среднее специальное педагогическое образование |
|||
Доля педагогических работников, имеющих 2,1 и высшую квалификационные категории |
|||
Доля педагогических работников, использующих в образовательном процессе новые образовательные технологии |
|||
Доля педагогических работников, имеющих стаж работы до 3 лет |
|||
Доля педагогических работников, имеющих стаж работы до 10 лет |
|||
Доля педагогических работников, имеющих стаж работы до 15 лет |
|||
Доля педагогических работников (женщин) в возрасте более 55 лет |
|||
Доля педагогических работников (мужчин) в возрасте более 60 лет |
|||
Доля педагогических работников, имеющих правительственные и отраслевые награды |
|||
Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации и переподготовки |
|||
Доля педагогических работников, получивших грант на поддержку лучших учителей |
|||
1.3.4. |
Информационное обеспечение образовательного процесса |
Число компьютеров на одного обучающегося. |
В динамике за 3 – 5 лет. Уровень развития МТБ и доступность информационных ресурсов |
Количество суммарного времени пользования компьютером и Интернетом на 1 обучающегося. |
|||
Доля педагогических работников, использующих компьютерную технику в преподавании предметов |
|||
1.3.5.
|
Обеспечение безопасности образовательного учреждения и здоровьесбережения |
Процент помещений, оснащенных пожарной сигнализацией. |
В динамике за 3 – 5 лет. Уровень безопасности образовательного процесса |
Доля учебной мебели и оборудования, используемого в учебном процессе, соотвествующего санитарно – гигиеническим нормам. |
|||
Доля обучающихся, получивших травмы в учебном процессе в общей численности обучающихся. |
|||
Доля обучающихся, совершивших правонарушения в общей численности обучающихся. |
|||
Доля обучающихся, регулярно пропускающих занятия по неуважительной причине |
|||
Доля обучающихся, имеющих хронические заболевания органов зрения, опорно-двигательного аппарата, желудочно – кишечного тракта. |
|||
Доля обучающихся, отнесенных к 1,2,3,4 группе здоровья. |
|||
Доля обучающихся, перенесших ОРЗ, ОРВИ, инфекционных заболеваний в общей численности обучающихся |
|||
Процент заболеваемости обучающихся |
|||
Доля обучающихся с гармоничным уровнем физического развития |
В динамике за 3 – 5 лет. |
||
Доля обучающихся охваченных физкультурно – спортивными секциями, кружками |
В динамике за 3 – 5 лет. |
||
Процент охвата обучающихся горячим питанием по ступеням обучения. |
В динамике за 3 – 5 лет. |
||
1.4.Результаты образовательной деятельности |
|||
1.4.1. |
Результаты внешней оценки качества образования |
Доля выпускников 9 классов, получивших на ОГЭ отметки 4 и 5 в общей численности участников ОГЭ в разрезе каждого предмета. |
Эффективнее использовать сопоставительный, а не динамический анализ |
Доля выпускников 9 классов, получивших на государственной (итоговой) аттестации в новой форме неудовлетворительную отметку в общей численности участников (в разрезе каждого предмета). |
|||
Доля выпускников 9 классов, подтвердивших и повысивших на государственной (итоговой) аттестации в новой форме итоговые отметки по соответствующему предмету. |
|||
Средний тестовый балл, полученный выпускниками на экзамене в новой форме на государственной (итоговой) аттестации. |
|||
Доля выпускников 4 классов, получивших в ходе регионального мониторинга учебных достижений отметки 4 и 5 в общей численности участников (в разрезе каждого предмета). |
|||
Доля выпускников 4 классов, получивших в ходе регионального мониторинга учебных достижений неудовлетворительную отметку в общей численности участников (в разрезе каждого предмета). |
|||
Доля выпускников 4 классов, подтвердивших и повысивших в ходе регионального мониторинга учебных достижений итоговые отметки по соответствующему предмету. |
|||
Средний тестовый балл, полученный выпускниками 4 классов в ходе регионального мониторинга учебных достижений. |
|||
Доля обучающихся, принявших участие в олимпиадах, ученических конкурсах, спортивных соревнованиях, мероприятиях сферы искусства, технического творчества муниципального, регионального и федерального уровней в общей численности обучающихся. |
В динамике за 3 – 5 лет. Отражает уровень конкурентоспособности обучающихся |
||
Доля обучающихся, занявших 1,2,3 места в олимпиадах, ученических конкурсах, спортивных соревнованиях, мероприятиях сферы искусства, технического творчества муниципального, регионального и федерального уровней в общей численности обучающихся, принявших участие. |
|||
Доля выпускников 9 класса, поступивших в учреждения профессионального образования по результатам олимпиад и творческих конкурсов. |
|||
Удельный вес выпускников 9 классов не обучающихся и не трудоустроившихся по окончании школы |
|||
Доля родителей (обучающихся) удовлетворенных уровнем образовательных услуг |
В динамике за 3 – 5 лет. |
||
1.4.2. |
Результаты внутришкольной оценки качества образования |
Доля обучающихся, успевающих на 4 и 5 по итогам года по всем общеобразовательным предметам (по каждой ступени обучения). |
Эффективен как динамический, так и сопоставительный анализ |
Доля обучающихся, неуспевающих по итогам года по отдельным общеобразовательным предметам (по каждой ступени обучения). |
В динамике за 3-5- лет. Уровень индивидуализации учебного процесса |
||
Доля обучающихся, оставленных на повторный год обучения. |
|||
Удельный вес выпускников 9 классов, не получивших аттестат о получении основного общего образования, в общей численности выпускников 9 класса |