ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
I. Общие положения 1. Библиотека МКОУ «ООШ х. Дубянск» (далее ОО), участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 2. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями ОО: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. 3. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, уставом ОО, положением о библиотеке, утвержденным директором ОО. 4.В соответствии с Федеральный Законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 02.08.2014) "О противодействии экстремистской деятельности": - работник библиотеки несет ответственность за информацию, представленную в сети «Интернет»; - работник библиотеки располагает сведениями о запрещенных книгах и иной печатной продукции, т.е. имеет государственный перечень (список) экстремистских «трудов»; - работник библиотеки обязан не допускать доступ к вредоносным интернет-ресурсам 5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются данным Положением о школьной библиотеке. 6. ОО несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи 2.1. Основными задачами школьной библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов ОО на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции 3.1. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов ОО: • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; б) создает информационную продукцию: • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог; • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы ОО, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства ОО по вопросам управления образовательным процессом; • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки 4.1. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам. 4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами ОО, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, ОО обеспечивает библиотеку: • гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов; • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; • телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; • ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 4.4. ОО создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор ОО в соответствии с уставом ОО 4.6. Режим работы школьной библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка ОО. V. Управление. 5.1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом ОО. 5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор ОО. 5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором ОО, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом ОО. 5.4. Библиотекарь назначается директором ОО, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета ОО. 5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору ОО на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабаты; в) планово-отчетную документацию; 5.6. Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом ОО. 5.7. Трудовые отношения работника школьной библиотеки и ОО регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки 6.1. Работник школьной библиотеки имеет право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором ОО, и по согласованию с Управляющим советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами; ж) быть представленными к различным формам поощрения; 6.2. Работник библиотек обязан: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами ОО, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки; з) отчитываться в установленном порядке перед директором ОО; и) повышать квалификацию. VII. Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1. Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; д ) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору ОО. 7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ; ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; и) полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в ОО. 7.3. Порядок пользования школьной библиотекой: а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников ОО - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту; б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия - учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14 дней; - периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей; |
г) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
е) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
- работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором ОО и в присутствии сотрудника библиотеки;
- разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
- по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки;
- запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
- работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.